Первая страница → О центре

В настоящее время в ЦКЖТ ПГУПС работают 85 человек, из них 98% имеют высшее образование, 1 человек - ученую степень доктора технических наук, 8 человек - ученую степень кандидата технических наук и 5 человек - звание магистра. В состав ЦКЖТ входят все необходимые подразделения для охвата полного цикла создания систем ЖАТ.

Подразделения, занимающееся разработкой и внедрением, включают в себя: проектный отдел, отдел разработки прикладного программного обеспечения, отдел разработки аппаратных средств, отдел сетевых технологий, сборочное производство, подразделения, обеспечивающие необходимый комплекс строительно-монтажных и пуско-наладочных работ на объектах Заказчика, сервисный отдел, отдел обучения и повышения квалификации специалистов.

Для более тесного сотрудничества с крупнейшим регионом России - Уралом - на базе Уральского государственного университета путей сообщения создана НИЛ "Компьютерные системы автоматики" (заведующий - к.т.н. С.В.Бушуев), которая на сегодняшний день является полноправным представителем ЦКЖТ ПГУПС.

История создания

Конец 1980-х и 1990-е годы характеризуются динамичным развитием средств железнодорожной автоматики и телемеханики (ЖАТ) с использованием электронной и микроэлектронной элементной базы. Наряду с отраслевыми предприятиями и организациями к разработке новых систем были привлечены по конверсионным программам многие предприятия оборонного комплекса.

Однако практическое применение новых систем осуществлялось медленно, а многие разработки так и оставались только на бумаге. Это было обусловлено рядом причин. Прежде всего, в отрасли не было достаточного опыта разработки безопасных систем на микроэлектронной и программируемой технике, их эксплуатации и обслуживания. Отсутствовала методология доказательства и нормирования безопасности микроэлектронных систем.

В этих условиях Департамент сигнализации, связи и вычислительной техники МПС, руководителем которого в то время был Г.Ф. Лекута, поставил задачу перед отраслевыми научными организациями разработать концептуальные положения процесса доказательства безопасности микроэлектронных ЖАТ. Такая задача была поставлена и перед кафедрой "Автоматики и телемеханика на железных дорогах" тогда еще ЛИИЖТа.

К этому моменту у кафедры был накоплен достаточно большой опыт использования электронных и микроэлектронных компонентов в устройствах ЖАТ. У истоков этих работ стояли: проф. В.В.Сапожников, проф. Вл.В.Сапожников, к.т.н. В.Ю.Ефимов, к.т.н. О.К.Дрейман, к.т.н. Д.С.Марков, к.т.н. Л.И.Борисенко, д.т.н. Д.В.Гавзов, к.т.н. В.М. Чухонин., к.т.н. А.А.Прокофьев, к.т.н. М.П.Лисовский.

По результатам рассмотрения вариантов концепции Департаментом был одобрен подход, предложенный кафедрой "Автоматики и телемеханика на железных дорогах" ЛИИЖТа.

Одновременно с этим в МПС начинается работа по созданию системы сертификации. Законодательной основой начала работ по сертификации систем железнодорожной автоматики и телемеханики стал Закон СССР "О железнодорожном транспорте", статья 9 которого предусматривала сертификацию подвижного состава, устройств пути и других технических средств на соответствие требованиям безопасности, охраны труда и экологической чистоты, установленными государственными стандартами. Вышедший вслед за законом приказ Министра путей сообщения N 24Ц от 24.05.91 требовал обеспечить поставку изделий и оборудования, сертифицированных на соответствие требованиям нормативных документов безопасности движения и охране труда.

Статья 13 Закона РФ "О Федеральном железнодорожном транспорте" (1995г.) также устанавливает, что технические средства и механизмы, поставляемые железнодорожному транспорту, подлежат обязательной сертификации. Проведение этих работ осуществляется участниками системы сертификации, которая создается в соответствии с законом РФ "О сертификации продукции и услуг", принятым в 1993г.

Поставленные задачи потребовали от Департамента сигнализации, связи и вычислительной техники создания нормативной базы и подразделений, способных начать работу по испытаниям и сопровождению вновь разрабатываемых систем. Куратором этой работы от Департамента был назначен заместитель начальника Департамента В.И.Талалаев. Следует отметить, что во многом благодаря его личному участию, а также помощи начальника технического отдела ЦШ А.Г.Каменова в достаточно короткий срок были созданы организационные и нормативные основы системы сертификации.

Организационная структура процесса сертификации начала складываться с формирования испытательных лабораторий. Организации, на базе которых предусматривалось создание таких лабораторий, выбирались с учетом их профиля работы, состояния испытательного и измерительного оборудования, квалификации специалистов по испытываемой продукции. Создаваемая сеть лабораторий должна была охватить весь спектр разрабатываемых технических средств железнодорожной автоматики и телемеханики. В ПГУПСе, МИИТе, институтах "Гипротранссигналсвязь" и НИИЖА были созданы пять независимых испытательных лабораторий в соответствии со своими направлениями сертификации (областью аккредитации).

Лаборатория по стандартизации и сертификации безопасности ж.д. автоматики и телемеханики была создана в университете в апреле 1992г. в соответствии с приказом ректора N 188/к от 30.03.92г. Научным руководителем лаборатории являлся д.т.н., профессор, академик АТ РФ В.В.Сапожников, а заведующим Д.В.Гавзов Приказом была закреплена основная деятельность лаборатории:

  • разработка нормативно-технической документации по безопасности существующих и разрабатываемых систем и устройств ЖАТ;
  • проведение экспертизы технических и программных средств ЖАТ на соответствие тре-бованиям безопасности;
  • проведение приёмочных и сертификационных испытаний систем и устройств ЖАТ;
  • разработка программ обеспечения безопасности для создаваемых систем автоматики;
  • разработка методических материалов по обеспечению безопасности ЖАТ на микро-электронной основе;
  • разработка программных и аппаратных средств испытания систем и устройств ЖАТ на соответствие требованиям безопасности.

В первые годы деятельности в лаборатории работали М.П.Шайфер, О.А.Наседкин, Т.В.Дунькова, А.Б.Никитин, О.А.Баранова, Т.А.Белишкина, Д.М.Котельников. Для испытаний и экспертизы активно привлекались студенты Электротехнического факультета. Многие из них после окончания университета продолжили работу в испытательной лаборатории (Д.И.Ургансков, М.А.Бутузов, В.М.Руденко, Д.А.Васильев и др.).

За короткий период были созданы основы сертификации средств ЖАТ и разработана нормативная база, которые на последующих этапах реорганизации МПС в ОАО "Российские железные дороги" практически мало изменились по существу. Сразу же в лаборатории стало формироваться направление разработок СЖАТ на основе применения программно-аппаратных средств. Была создана первая отечественная микропроцессорная система диспетчерской централизации, которая в ноябре 1995г. была принята комиссией ЦШ в промышленную эксплуатацию.

Многогранность деятельности и научных направлений предопределило реформирование и образование в соответствии с приказом ректора 608/К от 31.08.1995г. Центра компьютерных железнодорожных технологий (ЦКЖТ). В новую структуру вошли две научно-исследовательские лаборатории: НИЛ по сертификации и стандартизации (заведующий - к.т.н. О.А.Наседкин) и НИЛ "Обучение и внедрение компьютерных ж.д. технологий" (заведующий - к.т.н. А.Б.Никитин), а руководителем ЦКЖТ стал д.т.н. Д.В.Гавзов. С 2005г. ЦКЖТ возглавляет д.т.н. А.Б.Никитин.

В лабораториях ЦКЖТ осуществлялись научные исследования и решались сложные отраслевые задачи, что послужило залогом успешных защит диссертаций. Кандидатские диссертации защитили:

  • О.А.Наседкин (1993г., научный руководитель проф. Вл.В.Сапожников);
  • М.В.Илюхин (1996г., научный руководитель д.т.н. Д.В.Гавзов);
  • Т.А.Белишкина (1996г., научный руководитель проф. Вал.В.Сапожников);
  • С.В.Бушуев (2001г., научный руководитель д.т.н. Д.В.Гавзов);
  • Д.И.Ургансков (2003г., научный руководитель проф. Вал.В.Сапожников);
  • Р.Ш.Валиев (2003г., научный руководитель проф. Вал.В.Сапожников);
  • А.Н.Ковкин (2005г., научный руководитель д.т.н. Д.В.Гавзов);
  • В.А.Шатохин (2007г., научный руководитель д.т.н. А.Б.Никитин).

Докторские диссертации защитили Д.В.Гавзов (1997г.) и А.Б.Никитин (2005г., научный консультант проф. Вал.В.Сапожников).

© Центр компьютерных железнодорожных технологий ПГУПС, 2008-2018  |  Контактная информация