Первая страницаРазработки → КАС ДУ

КАС ДУ

Контроль и управление

Информационные системы

Основные преимущества и эффект от внедрения

Основные результаты внедрения КАС ДУ

Контроль и управление

Комплекс автоматизированных систем по контролю и управлению объектами метрополитена предназначен для:

  • для централизованного диспетчерского управления/контроля устройствами АТДП, управления и контроля СТП, управления и мониторинга инженерно-техническим оборудованием из центра диспетчерского управления (ЦДУ): шахт тоннельной вентиляции, водопроводных задвижек с электроприводом, водоотливных установок, санузлов, воздушно-тепловых завес, узла коммерческого учета тепла, системы газоанализа «АГАТ»; освещением, а также эскалаторами;
  • реализации функций автоведения на основе нормативного графика движения поездов и построение исполненного графика движения;
  • диагностики технических средств, в том числе КАС ДУ;
  • выдачи диспетчерам оперативной и нормативно- справочной информации;
  • формирования отчетных документов.

КАС ДУ является открытой системой, использующей стандартные интерфейсы и протоколы обмена, и позволяет обеспечивать совместную работу как с действующими, так и с современными системами телемеханики.

Возможность совместной работы с действующими системами телемеханики типа МКТ-3, ВРТФ-3, СКЦ-67, "Лисна" позволяет обеспечивать поэтапность внедрения КАС ДУ, в том числе возможность первоочередного полномасштабного развертывания верхнего уровня управления и создания современного центра диспетчерского управления. При этом на станциях сохраняются действующие линейные полукомплекты телемеханики, которые подлежат последующей постепенной замене на комплекс технических средств управления и контроля (КТС УК) системы КАС ДУ.

Программно-аппаратные средства КАС ДУ обеспечивают эффективное управление движением поездов метрополитена путём расчёта и выдачи управляющих воздействий на станционные устройства автоведения, автоматического построения исполненного графика движения поездов и предоставления поездному диспетчеру (ДЦХ) информации о выполнении нормативного графика.

При внедрении КАС ДУ за счет реализации функций средствами вычислительной техники и применения современной электроники сокращаются площади служебно-технических помещений – как в здании центра управления, так и на станциях, что в условиях метрополитена является одной из наиболее капиталоемких составляющих технико-экономического эффекта.

Устройства КАС ДУ также обеспечивают реализацию ряда ответственных команд, исполняемых без проверки условий безопасности и формируемых диспетчером линии с соблюдением определенного регламента:

  • открытия пригласительного сигнала;
  • искусственной разделки маршрута;
  • дачи согласия на движение по соединительному пути;
  • включения секционного выключателя кабельной перемычки между СТП и др.

КАС ДУ имеет трехуровневую структуру управления:

  • верхний уровень — центр диспетчерского управления;
  • средний уровень — станционная аппаратура станций, включающая в себя АРМы дежурного поста теленаблюдения и централизации (соответственно ДСПТ и ДСЦТ);
  • нижний уровень — контролируемые пункты (КП), устанавливаемые в подплатформенных помещениях на станциях.

КАС ДУ имеет 100%-ный «горячий» резерв как вычислительных средств, так и периферийных устройств сопряжения с объектами и обеспечивает автоматическое реконфигурирование системы в случае отказа технических средств. Связь между уровнями осуществляется по технологической, локальной вычислительной сети (ЛВС), использующей кабель типа «витая пара» или волоконно-оптические сети связи.

Аппаратные средства КАС ДУ размещаются на всех уровнях управления. На верхнем уровне в ЦДУ размещаются:

  • оборудование АРМов оперативного диспетчерского персонала (АРМ ДЦХ, АРМ энергодиспетчеров, АРМ диспетчеров электромеханической и эскалаторной служб);
  • оборудование АРМов оперативного диспетчерского персонала (АРМ ДЦХ, АРМ энергодиспетчеров, АРМ диспетчеров электромеханической и эскалаторной служб);
  • серверы протоколов, серверы информационных систем;
  • система единого времени;
  • КТС УК для увязки со станционными полукомплектами действующих систем телемеханики МКТ-3, ВРТФ-3, СКЦ-67, «Лисна»;
  • подсистема автоведения, включающая ПЭВМ автоведения и КТС УК для увязки со станционными стативами автоведения;
  • шкаф связевого оборудования для организации ЛВС ЦДУ и сопряжения с волоконно-оптической системой передачи данных, увязывающей станционное оборудование КАС ДУ;
  • система централизованного бесперебойного электропитания (на основе источников бесперебойного питания мощностью 10 — 20 кВА) c диагностикой и мониторингом.

При совместном использовании с действующими системами на ЦДУ оборудование КТС УК обеспечивает:

  • прием и дешифрацию приказов ТС от КП систем телемеханики;
  • передачу приказов ТС в АРМы ЦДУ;
  • прием от АРМов ЦДУ команд ТУ и передачу их на КП;
  • переключение комплектов аппаратуры КП;
  • диагностику и самодиагностику.

На среднем, станционном, уровне управления размещается оборудование АРМ ДСПТ, ДСЦТ, а также АРМ линейного электромеханика. АРМ линейного электромеханика для различных служб может быть реализован на базе ноутбука (используется один на линию) или на базе стационарного промышленного компьютера.

На нижнем уровне управления (СТП, релейная АТДП, машинный зал и/или аппаратная КАС ДУ) размещается КТС УК, которое решает следующие задачи:

  • прием и дешифрацию приказов ТУ от ЦП;
  • прием и дешифрацию приказов ТУ от станционных АРМов;
  • выдачу управляющих воздействий на объекты;
  • сбор и обработку дискретной и аналоговой информации о состоянии объектов;
  • передачу приказов ТС и ТИ на ЦДУ и станционные АРМы;
  • диагностику и самодиагностику.

КТС УК позволяет организовывать обмен информацией ТС, ТИ, ТУ в стандартных протоколах ЛВС, а также в протоколах существующих систем телемеханики, сохраняя в последнем случае их каналы связи и эксплуатационные характеристики.

В системе КАС ДУ для организации технологического процесса управления работой линий метрополитена все источники информации (серверы, автоматизированные рабочие места и контроллеры) объединены в общую локальную вычислительную сеть. Этим обеспечивается формирование единого информационного пространства, необходимого для получения интегральной оценки при принятии оперативных решений по управлению перевозочным процессом, а также возможность реализации дополнительных сервисных функций, например, отображение поездной обстановки на АРМ ЭД.

Серверы выполняют задачи сбора и хранения протоколов работы АРМов и контроллеров, синхронизации ПО на АРМах, а также решают задачу синхронизации всех устройств в ЛВС с помощью системы единого времени.

Bсе компьютеры объединены в подсети, разделенные коммутаторами и маршрутизаторами. Для подключения удаленных объектов, которые невозможно подключить по ограничениям для витой пары, используется многомодовое оптоволокно и преобразователи интерфейса «медь-оптика».

Вычислительные средства КАС ДУ реализуют функции программных авторежимов на станции:

  • диагностику и самодиагностику;
  • зонный оборот, авторазмен через один или два поезда;
  • автоведение;
  • программное опробование устройств перед началом движения;
  • плановые подача и снятие напряжения с контактного рельса;
  • экстренное снятие напряжения с контактного рельса.

Такие возможности позволяют гибко подойти к перевозочному процессу и оптимизировать график движения в режиме реального времени, сократить рутинные действия персонала.

© Центр компьютерных железнодорожных технологий ПГУПС, 2008-2018  |  Контактная информация